Катуар: почему такое необычное имя у станции?

Катуар: почему такое необычное имя у станции?

Названием своим станция Катуар обязана купцу и промышленнику французского происхождения — Льву Ивановичу Катуару. В начале двадцатого века  здесь располагался один из его керамических заводов и поселок для рабочих. Понимая важность железнодорожного сообщения, он пожертвовал свои средства на строительство станции. Впрочем, как и многие другие промышленники того времени,  Катуар принимал активное участие в проектировании и строительстве всего Савеловского направления железной дороги. Движение по этой ветке было открыто в 1900 году, а станция возникла год спустя.

Со временем небольшое поселение вокруг станции росло. В 1929 году здесь был построен Катуаровский завод огнеупоров (позднее получивший название «керамико-плиточный», затем, в послевоенное время «Катуар-Керамик»  и ставший знаменитым на всю страну). В 1954 году поселение получило статус поселка городского типа и название – Некрасовский. Но  и сейчас многие на вопрос о месте жительства отвечают коротко и ясно – Катуар.

Отдадим дань памяти людям, которые многое сделали для развития страны. Кто они были, откуда?

Представитель семейства предпринимателей и общественных деятелей французского происхождения в Российской империи. Первым из российских Катуаров был  Жан-Батист Катуар де Бионкур (Jean-Baptiste Marie Auguste Catoire de Bioncourt) (1789 — 1831). принявший российское подданство в 1821 году и записавшимся в купеческое сословие. Лев Иванович Катуар был его сыном. В начале XX века он владел керамическими заводами и пожертвовал свои средства на строительство станции Катуар на Савёловской ветке, в проектировании и строительстве которой он принимал деятельное участие. 

Катуары —  российские предприниматели и общественные деятели. Первым уехал с родины, спасаясь от французской революции,  и поселился в Москве выходец из знатного дворянского рода Катуар де Бионкур – Жан Батист Август (на русский манер его звали Иван Николаевич). В 1821 он принял российское подданство, а с 1825 стал именоваться  московским купцом 1-й гильдии. Иван Николаевич торговал «заграничным товаром». После его кончины торговое дело продолжила  его вдова Анна Ивановна, происходившая из семьи известного виноторговца, потомственная почетная гражданка. Женщина она была очень предприимчивая, деловая — вела банковские операции, вместе с сыновьями владела акциями Киевского сахарорафинадного завода и четырех  свеклосахарных заводов в Подольской губернии. Катуары в 1869 году учредили торговый дом «Вдова А. И. Катуар с сыновьями» для оптовой и розничной торговли винами, индиго, чаем, растительным маслом, шёлком. Через несколько лет ими был приобретён кирпичный завод в с. Верхние Котлы, завод в Подмосковье. Из произведённого там кирпича выстроены Верхние торговые ряды на Красной площади  в Москве (нынешний ГУМ), кирпич этот использовался и при строительстве Музея изящных искусств императора Александра III при Московском  университете (ныне ГМИИ имени Пушкина). В середине 1870-х годов  семейным делом Катуаров  управлял уже сын– Константин Иванович. В конце 1870-х годов управление предприятиями перешло к его брату Льву Ивановичу. После смерти Л. И. Катуара семейное дело возглавил его сын Андрей Львович.

Потом была революция. И Катуарам пришлось возвращаться во Францию.  А нам на память осталось название станции – Катуар.

Источник: in-dmitrov.ru